Страница 1 из 5

Несущественные признаки

Добавлено: 11 мар 2018, 23:56
Kurzewile
Был у меня в университете случай. Преподавательница меня спрашивает (что за дисциплину вела и зачем вопрос был - не помню): что общего между семечком и яйцом? Форма, говорю я. Неправильно, говорит она, вы выделили несущественный признак, а существенный признак - то, что они оба используются для размножения и выращивания следующего поколения организмов.
Я была крайне озадачена и до сих пор не понимаю, какие признаки вещей существенные, а какие нет. Иногда это ведет к непониманию.
Когда в ПНД сдавала тест "четвертый лишний", то много раз пришлось давать два варианта ответа, исключая одно по одному признаку и другое по другому. Из-за этого мне, наверно, и сказали, мол, даже если у вас что-то и есть, то вы нормально скомпенсированы, вы же сами себя исправляете. Но я опять же не знаю, какой из моих двух ответов в каждой их паре был более правильным и позволил сделать вид о моей нормальности. По-моему, они были равноценны.

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 00:26
Alarika
Kurzewile писал(а):
11 мар 2018, 23:56
до сих пор не понимаю, какие признаки вещей существенные, а какие нет.
Я не знаю, каким образом я определяю. Как и во многих других случаях (естественно, не во всех, а где требуется воссоздание визуально-логического образа), ответ возникает сам, когда сосредоточишься на вопросе и представишь всё.

С вопросами типа "четвёртый лишний" у меня никогда ошибок не было, кроме одного раза из очень многих (отвечала на подобные вопросы по психолого-психиатрическим книгам раньше неоднократно, так как мне нравятся загадки и тесты разного рода). И даже не представляла, что вопросы подобного рода могут обозначать что-то особенное в диагностике (кроме общего уровня логики и умственных способностей).

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 01:09
Fratervagus
Я вроде бы нормально прохожу этот тест, но ввиду несколько вариантов, основной угадываю. Но психиатр говорит, я фиксируюсь на несущественных признаках.

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 01:13
1956432
Kurzewile писал(а): Преподавательница меня спрашивает (что за дисциплину вела и зачем вопрос был - не помню): что общего между семечком и яйцом? Форма, говорю я. Неправильно, говорит она, вы выделили несущественный признак, а существенный признак - то, что они оба используются для размножения и выращивания следующего поколения организмов.
Мне потребовалось около 2 минут, чтоб обмыслить и осознать это.
Думаю, если бы вопрос задали мне, я ответила бы, что они содержат витамины группы В. Вряд ли я подумала бы о размножении.

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 01:24
Alarika
То, что я определила бы общим между семечком и яйцом - наличие зародыша внутри. Потому что по функции выращивания нового поколения они используются далеко не всегда, а значительно чаще для пищевых целей.

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 04:41
Jesse
У меня тоже бывают отличия от мнения создателей тестов, какой именно признак из имеющихся считать главным. Иногда невозможно доказать, почему один признак существеннее другого. Главным считается тот, который выбирают большинство.

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 07:06
Alarika
Jesse писал(а):
12 мар 2018, 04:41
Главным считается тот, который выбирают большинство.
А что, возможно, именно это для подобных тестов и нужно - способность знать/угадать типичное мнение большинства людей или создателя тестов (а вовсе не на самом деле умение выделять существенные признаки). Потому что именно с умением угадывать возможное мнение большинства у меня и хорошо. Именно на это и натренировывалась в школе, когда были проблемы с нетипичными ответами (на уроках или в обычных разговорах) - говорить так и то, что и как ожидается от человека в каких случаях или положено говорить (а не то, из-за чего потом будут считать ненормальной или нестандартно мыслящей). Что у меня так и проявляется по умению выбрать ожидаемый ответ в тестах, выбрать наиболее подходящие ключевые слова при поиске в интернете, иногда в процессе угадывания целей и мыслей человека при разговоре (но это уже требует уточнения дополнительными вопросами; и вообще меня всегда "убивает" свойство людей не говорить сразу и прямо свою основную целевую мысль разговора, а говорить про это как-то косвенно или нередко даже совсем не про то, что говорят словами изначально).

А вот умение на самом деле выбрать ведущий/специфичный признак предмета/ситуации/болезни и т.п. - у меня очень проблематично. И я это знаю, так как и мне это говорили неоднократно, и я в этом убедилась. Одно дело в теоретической задаче, где я сразу пойму замысел составителя её и логику ответа. А другое дело в реальности, где этот главный признак оказывается не тот, на который я думала. И это (неумение выделить главное) я и считаю одним из довольно значительных своих неправильных качеств мышления. На работе в диагностике это решается опытом и знанием своих типичных ошибок. В жизни это никак не решается (это же сколько лет прожить нужно, чтобы понять и запомнить все свои типичные ошибки в поведении и разговорах).

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 08:07
alycha
Общего у яйца и семечки то, что они вкуснее, если их пожарить. Так и живу).
От одного знакомого психолога слышала, что подобный ответ - типичный при шизоидном типе личности.

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 08:15
alycha
Приходится перебирать все признаки, какие могу вспомнить. Потом попробовать соотнести с контекстом. Хорошо, если есть какая-то статистика. Но обычно угадать ее удается.

Re: Несущественные признаки

Добавлено: 12 мар 2018, 08:42
Anechka
Существенный признак может быть только в контексте. Думаю, что на уроке рисования будет плевать на зародыш и на витамины, будет важна форма.
В тестах, получается, важно только субъективное мнение составителя.