Мне с дочерью помогало готовить её к тому, что будет дальше. Не прерывать сразу деятельность: "пока спать собирай игрушки", а "поиграй ещё немного, но через пять минут начинай собирать игрушки". То же и у вас - сейчас пойдём в школу. там будет то то и то-то. Лучше с вечера. И несколько раз. Акцентировать на приятном в школе. Или приятном после школы.
У моей дочери правда очень слегка, как я понимаю. В детском саду у неё подруги - это те, кто ходит с ней на кружки. Соответственно, как то знакомиться с детьми/родителями тех кто в классе - это очень бы помогло ему адаптироваться. В школу дочь ещё не ходит.
- некомфортная обстановка, нужно посадить где-то в уголке, желательно на задней парте. Чтобы никого не было сзади. Шум может перегружать. Учить налаживать отношения со сверстниками. учить делиться чем-то, помогать. То, что другие дети схватывают на лету, нашим нужно показывать и учить. Театр в этом смысле как раз оптимальный тренажёр - там же нужно изображать эмоции, им объясняют как их изображать. Это можно делать и на улице - Почему мальчик плачет? Что у него не так? Он упал? Почему он расстроился? Почему девочка радуется? Уу неё шарик? что-тов этом духе. Расспрашивать что было в саду/школе, но не впрямую, а косвенно. Какие мальчики были? Как их зовут? Кто тебе понравился? А кто не понравился? Кто-то дрался в классе? А почему? ну и т.д. заснять урок и проанализировать. Мальчишки часто дерутся, просто какая причина.. Можно просто "программировать" - угости такого мальчика, возьми себе и ему тоже..Залезал под парту
Сходить к специалисту, проконсультироваться на тему адаптации, самое очевидное.