Найти и обезвредить манипуляцию. Часть 2
Добавлено: 24 май 2018, 19:16
В первой части статьи я рассказывала о структуре манипуляции и ее методах.
Во второй части я хочу описать техники обезвреживания манипуляции.
Манипуляции - это стиль воздействия одного человека на другого. Манипуляции могут быть разными и заключаться в вербальном и невербальном послании. В интонации или моменте его высказывания. Манипуляция не всегда осознается самим манипулятором, даже чаще всего она бывает неосознанной. Вам знакома фраза «благими намерениями устлана дорога в ад»? Часто манипуляция маскируется под такие благие намерения. Но, как я писала ранее, манипуляции - это примитивные механизмы и они имеют ограниченные методики и ходы, которые можно изучить. Их я описывала в первой части.
Приступим к обезвреживанию. Мы сталкиваемся с манипуляцией и проделываем описанные ранее ходы. Устраняемся физически или уходим в себя, чтобы дать себе время расклеить правду и ложь в манипуляции, тем самым удаляем яд из нее, который обычно вызывает чувство тревоги, резкого неприятия, гнева и/или дезориентации. Не дав апеллировать к нашим слабостям и прошлым неудачам, мы принимаем решение о том, как будем реагировать. Можно уйти из контакта, если сочтем это лучшим в данном случае для себя. Если это не возможно по каким-то причинам или же мы сами не хотим, то можно войти в коммуникацию, нацеленную на обезвреживание манипуляции.
Негативные переживания во время манипуляции свидетельствуют о том, что скорее всего не обезврежен яд слов, не расклеена до конца правда и ложь, не продуманы возможности ответа. Значит мы еще чувствуем свою беспомощность и уязвимость перед манипуляцией, мы не осознаем свое право на отпор. И важно еще то, как мы обезвреживаем манипуляции в своих мыслях, не обязывает нас проговаривать это в ответах. Мы можем ответить как захотим. “У меня заболела голова, ой, мне надо срочно бежать, поговорим потом” - мы имеем право не отвечать на манипулятивные вопросы. Если вы выбираете коммуникацию, то лучше идти в нее без малейших признаков раздражения. В этом могут помочь расклейки правды и лжи, повышение толерантности к неприятным переживаниям, работа с прошлыми неудачами и ложными убеждениями самостоятельно или с психологом. Если нет уверенности в отсутствии раздражения, то лучше всего будет работать метод избегания, который впрочем не мешает после проработать ситуацию. Агрессия и ее выражение - это показ своего аффекта, а не защита своих границ. Нужно помнить, что у всех нас есть право не отстаивать свои права.
Первая техника - это наведение тумана. Если к нам применяют манипуляцию, то мы имеем право интерпретировать неясные двусмысленные слова в свою пользу. Лучше всего подходит для ситуаций, когда мы хотим, чтобы от нас отстали.
В этой технике мы можем выбрать во всем послании манипулятора (в тексте, подтексте и его контексте) то, с чем мы искренне можем согласиться. В нашем ответе не должно быть оправданий или агрессии. Ответ может быть абстрактным, но однозначным. После расклейки слов с двойным смыслом мы должны использовать однозначные слова с тем смыслом, который нам удобен.
Пример (далее буквой М - манипулятор, А - адресат, кому адресована манипуляция).
М: Ты чего такой агрессивный (возможны уточнения - ты же профессионал, мать, отец и тд)?
Слово агрессивный имеет несколько смыслов. Активный, настойчивый или злобный.
Возможный ответ: Да, я активный человек.
В этом ответе мы апеллируем к первому позитивному смыслу слова агрессивный.
Не обязательно расклеивать все послание, можно выбрать только кусок, с которым мы можем согласиться. Здесь мы можем столкнуться с сильным препятствием, когда главный ответ должен прозвучать внутреннему манипулятору, но это большая тема и о ней я расскажу в другой статье.
Не забываем обращать внимание на паравербальные знаки - определенный подбор слов, их очередность, по возможности улавливаем ритм, интонацию, тембр, логические ударения. Этот навык может быть улучшен благодаря практики, но также стоит обращать внимание на наши внутренние сигналы беспокойства и тревоги. Подсознательно мы можем считывать многие паравербальные техники, но не осознавать их. Если чувство беспокойства есть от произнесенной фразы - стоит задуматься о том, что в ней не так. Словосочетания «вы что», «да как вы» - не используются в неагрессивной коммуникации, а используются в обвинительном контексте. И да, манипулятор может не осознавать то, что он своим посланием обвиняет, так как например с детства слышал часто такие послания от родителей и привык их использовать в общении.
Манипуляторы часто приписывают свои высказывания другим, используя слова «все, многие, народ», делают неоправданные обобщения и выводы из единичных действий, предают обесценивающий смысл поступкам и словам адресата, а также приписывают негативные события обычным фактам.
Вторая техника - душение в объятиях. Когда мы приписываем благие намерения манипулятору. Для этого нужно проинтерпретировать послание шире, чтобы найти в нем что-то хорошее. И да, это действительно должно быть именно хорошим для вас.
Пример.
М: Да вы ведете себя как подросток.
А: Это приятно, что заметили во мне такие качества как энергичность и любознательность.
Третья техника - вопросы. Мы задаем вопросы, конкретизирующие неясности в словах манипулятора. Эта техника направлена на то, чтобы манипулятор вынужден был осознать свою ценностную систему и спровоцировать его повести себя более конструктивно.
Четвертая техника - вопросы о цели манипулятора. Применительно, когда тему нельзя поддерживать, а из контакта надо выйти.
Примеры вопросов:
-Почему ты заговорил об этом именно сейчас?
-И что из этого следует?
-Что ты на самом деле хочешь сказать?
-Зачем ты затеваешь этот разговор?
Я описала несколько продуктивных техник обезвреживания манипуляций. На этом они не исчерпываются. Можно использовать разные с разными людьми или в разные моменты, а можно комбинировать. Важно понимать, что к любой коммуникативной технике лучше обращаться уже расклеив послания манипулятора, когда внутри нет агрессии. Каждая победа над манипуляцией будет придавать уверенности, разрушать негативные сценарии, к которым часто и апеллируют манипуляторы. Здоровое общение предполагает спонтанную и адекватную реакцию на новую реальность и, обезвреживая манипуляции, мы делаем шаг к такому общению.
Во второй части я хочу описать техники обезвреживания манипуляции.
Манипуляции - это стиль воздействия одного человека на другого. Манипуляции могут быть разными и заключаться в вербальном и невербальном послании. В интонации или моменте его высказывания. Манипуляция не всегда осознается самим манипулятором, даже чаще всего она бывает неосознанной. Вам знакома фраза «благими намерениями устлана дорога в ад»? Часто манипуляция маскируется под такие благие намерения. Но, как я писала ранее, манипуляции - это примитивные механизмы и они имеют ограниченные методики и ходы, которые можно изучить. Их я описывала в первой части.
Приступим к обезвреживанию. Мы сталкиваемся с манипуляцией и проделываем описанные ранее ходы. Устраняемся физически или уходим в себя, чтобы дать себе время расклеить правду и ложь в манипуляции, тем самым удаляем яд из нее, который обычно вызывает чувство тревоги, резкого неприятия, гнева и/или дезориентации. Не дав апеллировать к нашим слабостям и прошлым неудачам, мы принимаем решение о том, как будем реагировать. Можно уйти из контакта, если сочтем это лучшим в данном случае для себя. Если это не возможно по каким-то причинам или же мы сами не хотим, то можно войти в коммуникацию, нацеленную на обезвреживание манипуляции.
Негативные переживания во время манипуляции свидетельствуют о том, что скорее всего не обезврежен яд слов, не расклеена до конца правда и ложь, не продуманы возможности ответа. Значит мы еще чувствуем свою беспомощность и уязвимость перед манипуляцией, мы не осознаем свое право на отпор. И важно еще то, как мы обезвреживаем манипуляции в своих мыслях, не обязывает нас проговаривать это в ответах. Мы можем ответить как захотим. “У меня заболела голова, ой, мне надо срочно бежать, поговорим потом” - мы имеем право не отвечать на манипулятивные вопросы. Если вы выбираете коммуникацию, то лучше идти в нее без малейших признаков раздражения. В этом могут помочь расклейки правды и лжи, повышение толерантности к неприятным переживаниям, работа с прошлыми неудачами и ложными убеждениями самостоятельно или с психологом. Если нет уверенности в отсутствии раздражения, то лучше всего будет работать метод избегания, который впрочем не мешает после проработать ситуацию. Агрессия и ее выражение - это показ своего аффекта, а не защита своих границ. Нужно помнить, что у всех нас есть право не отстаивать свои права.
Первая техника - это наведение тумана. Если к нам применяют манипуляцию, то мы имеем право интерпретировать неясные двусмысленные слова в свою пользу. Лучше всего подходит для ситуаций, когда мы хотим, чтобы от нас отстали.
В этой технике мы можем выбрать во всем послании манипулятора (в тексте, подтексте и его контексте) то, с чем мы искренне можем согласиться. В нашем ответе не должно быть оправданий или агрессии. Ответ может быть абстрактным, но однозначным. После расклейки слов с двойным смыслом мы должны использовать однозначные слова с тем смыслом, который нам удобен.
Пример (далее буквой М - манипулятор, А - адресат, кому адресована манипуляция).
М: Ты чего такой агрессивный (возможны уточнения - ты же профессионал, мать, отец и тд)?
Слово агрессивный имеет несколько смыслов. Активный, настойчивый или злобный.
Возможный ответ: Да, я активный человек.
В этом ответе мы апеллируем к первому позитивному смыслу слова агрессивный.
Не обязательно расклеивать все послание, можно выбрать только кусок, с которым мы можем согласиться. Здесь мы можем столкнуться с сильным препятствием, когда главный ответ должен прозвучать внутреннему манипулятору, но это большая тема и о ней я расскажу в другой статье.
Не забываем обращать внимание на паравербальные знаки - определенный подбор слов, их очередность, по возможности улавливаем ритм, интонацию, тембр, логические ударения. Этот навык может быть улучшен благодаря практики, но также стоит обращать внимание на наши внутренние сигналы беспокойства и тревоги. Подсознательно мы можем считывать многие паравербальные техники, но не осознавать их. Если чувство беспокойства есть от произнесенной фразы - стоит задуматься о том, что в ней не так. Словосочетания «вы что», «да как вы» - не используются в неагрессивной коммуникации, а используются в обвинительном контексте. И да, манипулятор может не осознавать то, что он своим посланием обвиняет, так как например с детства слышал часто такие послания от родителей и привык их использовать в общении.
Манипуляторы часто приписывают свои высказывания другим, используя слова «все, многие, народ», делают неоправданные обобщения и выводы из единичных действий, предают обесценивающий смысл поступкам и словам адресата, а также приписывают негативные события обычным фактам.
Вторая техника - душение в объятиях. Когда мы приписываем благие намерения манипулятору. Для этого нужно проинтерпретировать послание шире, чтобы найти в нем что-то хорошее. И да, это действительно должно быть именно хорошим для вас.
Пример.
М: Да вы ведете себя как подросток.
А: Это приятно, что заметили во мне такие качества как энергичность и любознательность.
Третья техника - вопросы. Мы задаем вопросы, конкретизирующие неясности в словах манипулятора. Эта техника направлена на то, чтобы манипулятор вынужден был осознать свою ценностную систему и спровоцировать его повести себя более конструктивно.
Четвертая техника - вопросы о цели манипулятора. Применительно, когда тему нельзя поддерживать, а из контакта надо выйти.
Примеры вопросов:
-Почему ты заговорил об этом именно сейчас?
-И что из этого следует?
-Что ты на самом деле хочешь сказать?
-Зачем ты затеваешь этот разговор?
Я описала несколько продуктивных техник обезвреживания манипуляций. На этом они не исчерпываются. Можно использовать разные с разными людьми или в разные моменты, а можно комбинировать. Важно понимать, что к любой коммуникативной технике лучше обращаться уже расклеив послания манипулятора, когда внутри нет агрессии. Каждая победа над манипуляцией будет придавать уверенности, разрушать негативные сценарии, к которым часто и апеллируют манипуляторы. Здоровое общение предполагает спонтанную и адекватную реакцию на новую реальность и, обезвреживая манипуляции, мы делаем шаг к такому общению.