Ваши слова и слова воспитателя обесценили рисунок ребенка, ребенок оказался в ситуации неуспеха (неудачи). Так делать не надо: это снижает самооценку и уничтожает мотивацию заниматься действием, которое не удается.babushka писал(а):Печально ему говорю: Ну, что же ты ни глаз, ни рта не нарисовал, а одежда где? Посмотри у всех детей родители нарядные! И слышу сзади язвительный голос воспитательницы: Это, между прочим, ваш дедушка! Или кто там у вас строитель? Было не приятно.
Положительное: ребенок в целом выполнил задание (это удается не всем детям с РАС, Вашему ребенку удалось); если распознается человек, это тоже уже хорошо.
Способности: у одного человека не может быть хороших способностей одновременно ко всем видам деятельности. Возможно, у Вашего ребенка сильная сторона не рисование, а что-то другое, на это и есть смысл ориентироваться. Трудности с рисованием могут быть связаны с теми же физическими особенностями, которые вызывают трудности с письмом, в этом ребенок не виноват и исправить это пока что не может (возможно, позже сможет, когда руки окрепнут; есть смысл делать упражнения для кистей рук, например сжимать эспандер). Есть случаи, когда у детей с аутизмом определенные навыки формируются или способности проявляются позже, чем это ожидается; при этом потом могут проявиться очень хорошо.
Мой сын также долгое время рисовал людей в виде контура без лица и одежды (основным объектом изображения были дома с определенным количеством подъездов и горящих / не горящих лампочек в них). Не так давно появилось лицо, сейчас делает человечков из бумаги и выразает для них одежду (сделал уже 4).