Здравствуйте.
Ded писал(а): ↑подозрение на Аспергер
Психиатры подозревают?
Ded писал(а): ↑Вот боюсь его зацикливания, такое ощущение, что он в них и останется
Если действительно есть синдром Аспергера, то могут и оставаться всю жизнь зацикливания, это такая особенность, с которой, если она уже есть, ничего не сделать. Можно попробовать как-то "направлять" это, осторожно вводить какие-то "рамки", использовать полученные во время зацикленностей навыки и информацию, но, на мой взгляд, здесь надо сильно продумывать, что и как делать, как не "передавить" с воздействиями и не травмировать ребенка. По себе знаю, что очень болезненно воспринимается всё связанное с прерыванием таких занятий, а также с их критикой в любом виде (слишком много занимаешься этим, надоела эта тема, плохо это делаешь и т.п.).
Ded писал(а): ↑оторвать от занятий бывает сложно, со скандалом.
Скандалы - плохой вариант. Можно попробовать как-то договариваться, например, заранее введя ограничения по времени ("Ты занимаешься этим полчаса (можно использовать таймер - тогда до сигнала), а потом [делаем следующее дело - надо обозначить, какое, желательно, чтобы это было интересное ребенку дело]"; еще вариант - научиться ориентироваться по часам, если это заинтересует ребенка, тогда можно договариваться до определенного положения стрелок или определенных значений на циферблате).
В целом при РАС предсказуемость нужна, потому целесообразно планирование (и сообщение планов ребенку), незапланированные действия могут вызывать протест.
Ded писал(а): ↑Одеть на улицу или в детский сад происходит с нервами. Умеет одеваться и раздеваться, но не понимает, зачем это делать.
Возможно, есть проблемы с выполнением последовательности действий, надо разделить на шаги и каждый шаг выполнять отдельно последовательно. Может помочь визуальная схема последовательности шагов (например, нарисовать по очереди всю одежду, условно: трусы, майка, носки, брюки, свитер, уличная обувь, куртка, шапка - в общем, то, что и в какой последовательности надевает ребенок; можно пронумеровать каждый шаг, если ребенка это заинтересует). Крайне нежелательно спешить, подгонять, критиковать (это только дополнительно усложнит ситуацию).
Зачем: надо это обсуждать, объяснять. Даже если кажется, что ребенок не воспринимает, надо спокойно разговаривать с ним об этом. Для чего нужен каждый элемент одежды, как связано количество и типы одежды с температурой на улице, что может быть, если одеться слишком легко и слишком тепло.
Моему сыну 14 лет, диагностированный синдром Аспергера. Всё описанное знакомо, до сих пор с этим работаем.
Имела в детстве и имею зацикленности, постоянно "клинит" на какой-то теме. Но мне намного лучше, когда это есть, чем когда этого нет, потому считаю это позитивным и не пытаюсь устранить ни у себя, ни у сына. Для нас считаю существенным вопрос выделения времени на другие необходимые дела, над этим работаем.