Страница 3 из 3

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 15:29
Alarika
Тут нет ничего аутичного. И это абсолютно точно.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 15:38
Alarika
По предыдущему, про детей. В маленьком возрасте ребёнок предельно конкретен. Если попросить пересказать текст, где машина едет на топливе, он обязательно скажет известную ему конкретику. Машина едет на бензине.

К школе он обязан обучиться обобщать и абстрактным понятиям. Иначе он будет не готов к школе. Иначе он не будет понимать того, о чём говорят другие. Иначе он будет не способен к обучению, и нет абсолютно никакого смысла посылать его в общеобразовательную школу. Впрочем, некоторые на этом уровне останавливаются. При интеллектуальной недостаточности лёгкой степени ребёнок ещё может делать некие обобщения и отстраняться от конкретных предметов, так, слегка. А при интеллектуальной недостаточности средней степени это абсолютно невозможно. Печенька - это вот эта конкретная печенька, и никакая другая абсолютно.

Взрослые в последующем своём развитии абстрактного мышления и склонности к обобщениям склонны, наоборот, обобщать и сверхобобщать. Если сказать, что для трактора требуется мазут, они наверняка передадут не так - для трактора нужно горючее.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 15:50
Tokelau
Alarika писал(а): Взрослые в последующей своём развитии абстрактного мышления склонны, наоборот, обобщать.
То, о чём я говорил по-сути является как бы двуслойным восприятием слов - они вроде как имеют сразу два значения: и имени нарицательного, и имени собственного. Тут нет проблем с осмыслением этого факта, но есть интуитивное восприятие их по сохранённой с детства схеме. И она до определённой степени дорога, т.к. возращает к детским воспоминаниям. И я таких слов ещё с десяток могу вспомнить.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 16:00
ghoststory
Tokelau писал(а): Пусть так, но кто-то в себе эту "детскость" подавляет, считая её нецелесообразной, а кто-то наоборот культивирует, видя в ней самобытность... Возможно, что это всё происходит на подсознательном уровне... То есть одни избавляются от собственного "Я", идя на поводу у социума, а другие остаются сами собой, не поддаваясь стадному чувству...
Так обобщать (прямо "избавление от "я"") не хочу, потому что "я" шире этого явления.
Кроме вариантов "культивировать" и "избавиться" есть еще другие варианты, например, "совмещать" или "игнорировать эту сферу" (тогда можно и не узнать, в каком оно состоянии).
temp писал(а): Чат GPT говорит, что такого научного термина нет и в слове скорее всего опечатка.
Зато как круто звучит и выглядит.
Но да, для тех, кто захочет ориентироваться по смыслу названий, тема про создание прототипов и еще нечто непонятное.
Tokelau писал(а): вероятно неграмотно образовав его от "идиолект".
Идиолектолалия? (Речь только на собою изобретенном и исключительно себе понятном языке)
Tokelau писал(а): Модераторы, переименуйте тему, если считаете нужным.
Как вы считаете нужным? Вы описываете явление, связанное с вами, и вам виднее, как его назвать. Чем проще, тем лучше (кстати, встречалось упоминание пристрастия к сложным непонятным словам как черта, не единожды встречающаяся у людей с синдромом Аспергера, но точно не у всех).
Tokelau писал(а): Если считать, что описанное мной "типично для детей на определённой стадии освоения окружающего мира", то получается, что человек взрослея избавляется от этого своего персонального восприятия слов и начинает следовать социуму, который использует их как имена нарицательные.
В древности человечество каждое дерево, холм, речку и т.п. воспринимало как отдельного бога, а окрестности своей деревни - как весь мир, за пределами которого уже чуждые иномиры. Потом изучали всё вокруг и пришли к другим представлениям. Похоже, и в случае с человечеством, и в случае с одним человеком это стадия развития конкретного комплекса представлений. Если соответствующее более ранней стадии состояние не мешает или даже помогает (например, в творчестве, но там любой вариант "покатит", такой - один из возможных), да еще и нравится и ощущается как связанный с личностью, то почему бы и не созранять. Но иногда может и мешать и не нравится. Может, человеку нравится соответствующее другим стадиям и он выбирает это, потому что именно оно оказалось созвучно его личности. В социуме есть много вариантов различных представлений и того, как они влияют или не влияют на конкретную личность. Обобщать здесь, думаю, следовало бы с осторожностью.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 16:01
Brűhl
Вероятно, происходит путаница из‐за того, что в топике несколько разных тем. Прототипирование вообще не связано с РАС. А сохранение первого случайного образа в качестве прототипа (без последующей корректировки), мне кажется, упоминалось в книге Темпл Грандин. Это не вопрос картинок. Микротопонимика индивидуальная и коллективная – другой отдельный вопрос.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 16:16
ghoststory
Brűhl писал(а): Прототипирование вообще не связано с РАС.
Прототипирование - это этап технической разработки (создание протоотипа). Термин в сумме своих морфем должен означать сознательно и извне совершаемый процесс; прототипы (в лингвистическом, семиотическом, психологическом и др. подобных "измерениях") появляются в сознании иным образом, они там формируются в процессе деятельности сознания и восприятия, принадлежат к нему и формируют его).
спойлер

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 16:22
Tokelau
Я спросил у ИИ как эти истории смотрется с позиции нейроразнообразия и есть ли тут особенности, характерные при РАС? Вот его ответ:

Описанные вами особенности восприятия и использования языка вполне укладываются в концепцию нейроразнообразия и могут рассматриваться как черты, характерные для людей с определенными типами мышления, включая те, что встречаются при расстройствах аутистического спектра (РАС).

Позиция нейроразнообразия

Концепция нейроразнообразия рассматривает различия в работе мозга (такие как аутизм, СДВГ, дислексия) не как "отклонения" или патологии, а как естественные варианты человеческого мозга и способов обработки информации. С этой позиции, ваш уникальный способ мышления — это не "проблема", а просто нейроотличный (neurodivergent) стиль обработки информации и коммуникации.

Ваш подход демонстрирует:
  • Буквальное и конкретное мышление: Вы придаете словам точные и неизменные значения, основанные на вашем личном опыте, а не на общепринятых абстрактных или меняющихся конвенциях. Это может приводить к использованию буквального языка, когда слова означают ровно то, что они говорят, без подтекста или широкого обобщения.
  • Системность и создание правил: Ваша склонность создавать свой "внутренний язык" и "эталоны" (прототипы) является примером того, как мозг пытается систематизировать мир, устанавливая четкие иерархии и правила, что часто встречается у нейроотличных людей.
Особенности, характерные при РАС
Многие из описанных вами черт действительно часто наблюдаются у людей в спектре аутизма:
  • Конкретизация понятий: Для людей с РАС характерно более конкретное, предметное мышление и трудности с абстрактными понятиями или словами с множественными значениями. Когда вы слышите "Мост", вы представляете тот самый мост из детства, а не любой другой. Такое мышление "берет слова по их номинальной стоимости" (at face value).
  • Фиксация на деталях и создание эталонов: Выделение "эталонного экземпляра" животного ("та самая собака", "та самая кошка") и сравнение всех последующих с ним — это проявление детализированного восприятия и ригидности (негибкости) мышления, когда сформированный прототип сложно изменить или обобщить до широкой категории.
  • Личный (идиосинкратический) язык: Создание уникального, внутреннего языка или использование общепринятых слов в узком, личном контексте (так называемый идиолект) может быть способом структурировать свой опыт, когда общепринятые, "размытые" значения слов вызывают когнитивную неопределенность. Иногда это связано с особенностями усвоения языка (например, через целые "сценарии" или эхолалию в детстве).
  • Трудности с небуквальным языком: Ваша детская интерпретация стишка про "Германию" и "Гитлера с хвостом" показывает склонность к буквальному пониманию услышанного, игнорируя метафоры, шутки или сарказм, что является распространенной чертой при РАС.
Таким образом, ваши уникальные языковые и мыслительные паттерны хорошо иллюстрируют многообразие способов, которыми человеческий мозг может обрабатывать информацию, и содержат много общего с особенностями, которые часто ассоциируются с аутизмом.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 16:27
Alarika
Brűhl писал(а):
13 дек 2025, 16:01
упоминалось в книге Темпл Грандин
Да. Её я и имела в виду в этой теме, не называя её. Кто знает, тот знает. Вот с её текстов некоторые её личные свойства находят у себя и называют их аутичными. А потом с текстов людей, ознакомленных с её текстами, перекочёвывает в следующие тексты. Стадное чувство самодиагностирующихся и не очень давно диагностировавшихся, оно такое.
Tokelau писал(а):
13 дек 2025, 15:50
двуслойным восприятием слов - они вроде как имеют сразу два значения: и имени нарицательного, и имени собственного. Тут нет проблем с осмыслением этого факта, но есть интуитивное восприятие их по сохранённой с детства схеме. И она до определённой степени дорога, т.к. возращает к детским воспоминаниям. И я таких слов ещё с десяток могу вспомнить.
Это нейротипичное свойство. И аутичное. Не имеющее никакой склонности ни к каким диагнозам. Единственно, как выше упомянуто, многослойность значений слов исключает у человека интеллектуальную инвалидность. Другого соотнесения ни с какими диагнозами нет.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 13 дек 2025, 16:32
Alarika
Прикольно. ИИ тоже знаком с текстами Темпл Грандин. И тоже не с первоисточником, а через десятые руки. Как это принято у всех остальных ИИ. И у людей тоже.

Re: Идиологалия и прототипирование

Добавлено: 15 дек 2025, 19:08
Brűhl
До меня дошло, зачем написала ghoststory. Автор всех запутал своей терминологией. Прототипирование не связано с РАС. Прототипизация тоже. Со степенью самобытности личности они тоже достаточно не коррелируют. Хотя авторы распространённых в СССР проективных методик усматривали некоторые связи между нестандартностью ассоциативных связей и шизофренией, но эти методики не являются ни валидными, ни надёжными, да и «стандартное» там определялось «на глаз» и давно устарело. Что касается болтовни «искуственного интеллекта», то здесь опять видны неумелые попытки подогнать известные сведения под видимость (желаемого) ответа на заданные вопросы.