8 методик, которые не помогут при аутизме

Ссылки на информацию об изысканиях в области аутизма.
Ответить
В сети
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 17813
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Тамбовская область

8 методик, которые не помогут при аутизме

Сообщение Alarika » 05 янв 2023, 20:42

https://n-e-n.ru/delfinoterapija/

Примеры методик, не помогающих при аутизме.
Дельфины и ноотропы: 8 методик, которые не помогут при аутизме

23.12.2022

Рассказывают специалисты.

Аутизм — одна из самых распространенных особенностей нейроразвития. В России, по разным оценкам, живут от 900 тысяч до полутора миллионов аутичных детей и взрослых. Точных данных о распространенности аутизма в стране до сих пор нет, но примерные цифры можно называть, опираясь на данные эпидемиологических исследований.

Что важно знать? Аутизм не «лечится» таблетками: аутичным детям нужны в первую очередь не лекарства, а обучение, общение и доступная образовательная среда.

Но до сих пор некоторые «специалисты» продолжают предлагать семьям лекарства от аутизма, а многие родители надеются на быстрый и легкий способ помочь своему ребенку.
читать дальше »

К сожалению, при аутизме это не сработает. И не только при аутизме: методики без доказанной эффективности также часто рекомендуют и детям с СДВГ, и детям без особенностей развития. Иногда — за очень крупные суммы денег.

Безопасны ли эти методики?

Благотворительный фонд «Антон тут рядом» запустил для родителей аутичных детей образовательный курс — «Ау». Тут проверенные врачи и эксперты делятся безопасными и доказательными методами помощи ребенку.

Каким методикам не стоит доверять? И как устроена доказательная медицина? НЭН рассказывают врачи-психиатры Иван Мартынихин и Степан Краснощеков, друзья фонда «Антон тут рядом».

Иван Мартынихин
Врач-психиатр, к.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, член Правления Российского общества психиатров, эксперт фонда «Антон тут рядом»

Степан Краснощеков
Врач-психиатр

Остеопатия

Если коротко: метод альтернативной медицины, который не влияет на аутизм.

Стоимость услуг: от 1500 до 15 000 рублей за один сеанс.

Остеопатия — направление альтернативной медицины, которое не имеет научных доказательств действенности своих методов, их эффективности и безопасности. Несмотря на то, что в России остеопаты обычно являются дипломированными врачами, строго говоря, ее методы имеют такое же отношение к современной медицине, как и методы колдунов, знахарей, гомеопатов, уринотерапевтов и прочих представители «народной» медицины, которые противопоставляют себя медицине «официальной».

Появилась остеопатия во второй половине XIX века в США. В ту же пору в медицине зарождались знания о микроорганизмах, вызывающих инфекции; новых методах хирургического лечения, лекарственных препаратах.

В дальнейшем научная медицина развивалась очень бурно, что привело к победе человечества над многими болезнями в XX веке, а остеопатия, которая изначально рассматривалась авторами как противопоставление строго научной медицине, до сих пор ориентируется на идеи и «методы» века XIX и даже про происхождение болезней имеет свои собственные гипотезы, которые и используют для лечения. Многие эти гипотезы выглядят странно для современных врачей, например, про нарушения «дыхания» костей черепа или особых взаимосвязей черепа с копчиком.

Кто гарантирует, что эти вмешательства — безопасны для ребенка? Если предполагать, что они могут как-то помогать, то, возможно, могут и вредить. Но никто никогда это не проверял с использованием научного подхода.

Скорее всего, остеопатия безвредна сама по себе, но косвенно вредна, так как отвлекает внимание родителей от действительно эффективных методов помощи.

В крупнейшей библиотеке научных медицинских статей Pubmed нет статей об эффективности остеопатии при аутизме. А тут можно узнать подробнее об остеопатии.

Томатис

Если коротко: не работает.

Стоимость услуг: от 2000 за консультации до 100 000 рублей за курс.

Не только Томатис, но еще биоакустическая коррекция (БАК) и другие методы аудиокоррекции — их часто рекомендуют детям с нарушениями развития, причем независимо от конкретного диагноза.

Теория Альфреда Томатиса, врача-отоларинголога (на его родине во Франции его метод, кстати, считается видом альтернативной медицины, так как не имеет доказанной эффективности), состоит в прослушивании определенных звуковых стимулов (например, музыки Моцарта), что приводит к стимуляции мозга.

Помимо того, что это даже в теории звучит не очень убедительно, исследования, проводимые популяризаторами таких методик, имеют ряд серьезных недостатков в статистике и оценке результатов. Объективные опубликованные научные работы не подтверждают никаких положительных эффектов от данной терапии.

Методы звуковой терапии родом из середины XX века и, если верить тем, кто их использует, могут помогать при большом числе расстройств. При этом звуковую терапию, в отличие от остеопатии, достаточно удобно проверять в рамках клинических испытаний.

Именно поэтому есть целый ряд исследований, и сейчас можно четко и определенно сказать, что Томатис для «лечения» аутизма — не работает.

Микрополяризация

Если коротко: не эффективна при аутизме.

Стоимость: от 10 000 рублей за курс.

Транскраниальная микрополяризация заключается в воздействии электрического тока малой силы на кору головного мозга. Цель — стимуляция нейронов, которая якобы должна послужить «толчком» для развития аутичного ребенка.

Со слов родителей, эффект от стимуляции может не проявляться, может привести к улучшению или к ухудшению: излишней расторможенности, нарушениям поведения и сна, энурезу.

И убедительных доказательств эффективности и безопасности данной методики в сфере РАС пока никто не привел.

Диеты

Если коротко: не влияют на аутизм.

Самые популярные виды диет в сфере «помощи» детям с нейроотличиями — безглютеновые, безказеиновые (БГ/БК) или кето-диеты.

Бытует мнение, что нарушения развития у ребенка связаны со «скрытой» непереносимостью определенных веществ. Действительно, у детей с аллергией или непереносимостью глютена и казеина диета улучшает самочувствие. Однако ограничение этих белков при их нормальной переносимости, согласно современным исследованиям, не приводит к положительным изменениям.

Напротив, с учетом частой пищевой избирательности детей с особенности развития, такие диеты приводят к еще большему сужению рациона. Кроме того, такие диеты также могут вызывать дефицит необходимых организму микроэлементов.

Грамотное сбалансированное питание дает куда лучший эффект, чем полное ограничение тех или иных продуктов.

Ноотропы

Если коротко: не имеют смысла, могут быть опасны.

Стоимость: от 1000 до 4000 рублей за упаковку на две-три недели. Курс может длиться несколько месяцев.

В некоторых странах мира, например, в США, эту группу препаратов не рассматривают в качестве лекарственных средств: для большой части ноотропов нет достаточных качественных научных доказательств эффективности.

Да, многие ноотропы потенциально могут увеличить метаболические активности в мозге. Но часто вместе с этим у ребенка может усиливаться тревога, бессонница, стереотипии, появляется дискомфорт или головная боль, потенциально, у предрасположенных детей, может снижаться порог судорожной готовности. То есть не совсем безобидные препараты.

Чем же они могут помочь? Будут ли лучше развиваться с их помощью психические функции? Сказать сложно.

Есть хорошая аналогия: если вы хотите выучить китайский язык, сколько бы вы ни принимали лекарств, это не поможет вам его освоить.

Чтобы выучить язык, важно само обучение, общение с носителями языка. Также с аутизмом: при увеличении мозговой активности, которую потенциально могут обеспечивать ноотропы, проблемы социальной коммуникации никуда не деваются. Тут важна среда, общение, учебная нагрузка и для того, чтобы добиться прогресса — большое количество времени.

Как показывают современные исследования, при РАС нет необходимости дополнительно стимулировать мозг ноотропами. В большинстве случаев (но не во всех) мозг детей с аутизмом не имеет каких-либо существенных структурных аномалий или «органического» поражения. Более того, среднестатистические размеры мозга у детей с РАС даже немного больше, чем у нейротипичных детей.

Мозг просто иначе функционирует, а исправить это может только среда и обучение.

Хелатирование

Если коротко: не работает и может быть опасно.

Хелатирование или хелирование — вывод из организма тяжелых металлов, таких как ртуть, свинец, алюминий. Этот метод своей популярностью обязан исследованию 25-летней давности, в котором вакцины связали с аутизмом. Данное исследование было сфабриковано, а также неоднократно опровергнуто, однако процесс уже был запущен.

Согласно этой теории, в вакцинах содержится опасная для организма ртуть, которую обязательно нужно вывести, что должно привести к нормальному развитию ребенка.

Тем не менее, никаких положительных результатов получено не было, кроме того, что хелатирование также выводит из организма кальций, калий, натрий и другие соединения, что приводит к поражению печени и возможному летальному исходу.

В мировой практике этот метод относят не только к неэффективным, а к опасным.

Терапия с животными: иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия

Если коротко: не влияет на аутизм.

Эти направления помощи интересны: они действительно могут улучшать эмоциональное состояние ребенка и давать ему новые яркие впечатления.

Но очень важно понимать, что воздействия на аутизм тут нет: эти методики не имеют доказанной эффективности — они не помогают аутичному ребенку осваивать новые социальные навыки или учиться коммуникации.

Приведу грубый пример: у человека — нарушения зрения, а мы лечим его массажем. Каким будет эффект? Возможно, человеку будет приятно и какие-то последствия нарушений осанки, связанных с болезнью глаз, мы облегчим. Но, к сожалению, самого улучшения зрения от этого не произойдет.

Электроэнцефалография

Если коротко: при аутизме — нет необходимости.

Стоимость: от 1500 до 20 000 рублей.

Важно: это не метод терапии или лечения — электроэнцефалография (ЭЭГ) является методом диагностики, а не коррекции.

Но назначают ЭЭГ чуть ли не каждому первому ребенку в кабинете невролога или психиатра. Считается, что «правильная» трактовка электроэнцефалограммы поможет определить уровень развития ребенка, однако на данный момент это позволяет подтвердить или опровергнуть при наличии приступов только эпилепсию.

Назначение такого обследования при расстройстве аутистического спектра или синдроме дефицита внимания с гиперактивностью без подозрения на эпилепсию считается избыточным, а результаты не являются показательными.

Заключение: почему иногда методики без доказанной эффективности «работают»?

Вернемся к вопросу доказательности — мы считаем научно обоснованными те методики, эффективность и безопасность которых доказана в качественных контролируемых исследованиях.

Почему это важно? Вокруг аутизма до сих пор есть много мифов. Родители и специалисты используют разные методы вмешательства, стараясь помочь ребенку и достичь положительного эффекта и развития новых навыков.

Но есть сложность: часто в терапии мы можем спутать эффект от вмешательства с эффектом, который был связан со случайным или закономерным этапом развития ребенка.

Например, мы назначили ребенку терапию и увидели положительную динамику. Но с чем в действительности связан эффект? Часто он происходит по причинам закономерного поэтапного развития ребенка: с возрастом состояние улучшается, а навыки — приобретаются. То есть без терапии положительная динамика тоже бы произошла.

Чтобы понять, является ли действительно методика эффективной, а не связанной с закономерным развитием ребенка, организуют специальные исследования. Они должны иметь определенный дизайн и, как минимум, быть двойными слепыми рандомизированными. В таких исследованиях случайным образом разделяют детей на две группы: одной дают реальное вмешательство, а другой — плацебо. Ни врачам, ни родителям, ни детям при этом не сообщается, кто в какую группу попал. После идет сравнивание: было ли вмешательство эффективным?

Иногда родители говорят: нам назначили ноотропы, и ребенок заговорил. Но давайте подумаем, с чем это связано?

Речь развивается достаточно долго: сначала ребенок наблюдает за людьми вокруг, за счет совместного внимания начинает понимать значение звуков, которые люди произносят. Родитель показывает предмет, называет его и только когда ребенок одновременно увидел предмет, который ему показывали, и услышал звуки, которые издавали, у него формируется связь — предмет-звучание его названия, он запоминает слова.

То есть сначала должна быть невербальная коммуникация, потом формируется понимание речи, следом идет накопление словарного запаса, потом — развитие определенных отделов, которые отвечают за генерацию речи, говорение.

Как ноотропы могут за курс приема компенсировать все эти длительные этапы?

Ноотропы могут сделать ребенку чуть хуже: тревогой и головными болями.

В такой ситуации ребенок почувствует дискомфорт и, возможно, начнет говорить, то есть ноотропы только подтолкнут его использовать те навыки, которые у него уже до этого сформировались — но не более того. Кроме ноотропов таким «толчком» могут быть и любые другие события в жизни ребенка и лучше, если они будут позитивными.

Так же возник миф о связи прививок и аутизма: на первых годах жизни у многих аутичных детей случается или регресс навыков, или отсутствие прогрессирования навыков коммуникации и речи. Так совпало, что именно в это время делают прививки. У родителей складывается впечатление, что регресс может быть связан с прививками — хотя это при научной проверке это оказывается не так. Когда мы берем большие когортные исследования, в которых участвуют более миллиона человек, мы видим, что никакой научно обоснованный связи прививок и аутизма нет.

Массажи, ноотропы, остеопаты могут дать «толчок», но он может быть непредсказуемым и небезопасным для ребенка.

Гораздо важнее уделять внимание научно доказанным методикам и коммуникации. Перечень подобных методик — клинических рекомендаций — в 2020 году одобрил Минздрав. В 2022 году разработана вторая версия этих клинических рекомендаций, которые сейчас проходят рассмотрения специальным Советом Минздрава. Рекомендации составлялись при активном участии родителей аутичных детей и врачей, выступающих за доказательный и гуманный подход в психиатрии.
вёшенка🍄‍🟫🥐

Vejkan
постоянный пользователь
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 20 окт 2019, 12:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: 8 методик, которые не помогут при аутизме

Сообщение Vejkan » 06 янв 2023, 07:28

Вот ровно то, о чем писал Михеев. Различные расстройства валят в одну кучу, ищут какие-то методики, которые были бы безопасны и при этом полезны для всех, при этом отвергают те, которые реально приносят пользу какой-то части аутистов, на том лишь основании, что для других они могут оказаться вредны. Это всего лишь маскировка собственной профессиональной несостоятельности под предлогом "как бы чего не вышло". Бюрократия по-иному не может.

В сети
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 17813
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Тамбовская область

Re: 8 методик, которые не помогут при аутизме

Сообщение Alarika » 06 янв 2023, 09:23

Vejkan писал(а):
06 янв 2023, 07:28
при этом отвергают те, которые реально приносят пользу какой-то части аутистов, на том лишь основании, что для других они могут оказаться вредны.
Ответ на это вы уже знаете. Объясняла в прошлой теме два раза.

Запрета на эксперименты нет. Экспериментировать имеет право (по закону) каждый родитель, каждый врач.

Запрета действовать вразрез чужому мнению (или здравому смыслу) нет. Любой родитель и врач имеют на это право (по закону).

Ограничение в экспериментах - здравый смысл и страх. Страх потерять своего ребёнка, эксперименты - смертельны. Но многие родители, несмотря на этот страх, на эксперименты соглашаются. У них пересиливает другой страх - страх пожизненно быть в рабстве у состояния своего ребёнка. Чья-то смерть (физическая или психическая - пусть пожизненно будет глубоким аутистом без этих всяких глупых трудностей с его обучением) перенесётся легче: лучше страшный конец, чем ужас без конца.

И другую значительную ошибку Михеева вы знаете (более мелкие почти не поясняла). Аутизм не делится на чёткие категории. На настоящий момент. Не получилось ни у кого. Получилось выделить лишь несколько особенных состояний (в основном путём генетических исследований), и на этом всё. Пока никак не делится, как бы ни хотелось. Спектр, и всё тут.

Индивидуально же, повторюсь, каждый врач и человек (или родитель) экспериментировать может каждый. Я ж экспериментирую. Главное - согласие участников получить, это нетрудно. Когда эксперименты какого-либо специалиста выходят за пределы индивидуального опыта, эксперименты выходят на новый уровень (института, например), это тоже несложно. У нас один хирург так и делал. Работал в нашей районной больнице, а делился своими личными наработками и переписывался с научно-медицинским институтом, и они с ним делились. Мои эксперименты, например, никогда на такой уровень не выходили, оставались на уровне личного профессионального опыта (то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет).
вёшенка🍄‍🟫🥐

В сети
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 17813
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Тамбовская область

Re: 8 методик, которые не помогут при аутизме

Сообщение Alarika » 06 янв 2023, 12:08

Из того, что здесь представлено как недействующее, лично мне хорошо влияет общение с животными. Конкретно с кошками. И влияет очень хорошо. Кошки, они хорошие. И они очень чётко и ясно, в отличие от людей, дают ответную реакцию на тебя.

Из того, что для меня пытались, и от чего я успешно отмоталась. Причём не сейчас, а в детском возрасте. От ноотропов и всех прочих глупостей (седативных фитопрепаратов, витаминов). От лишних обследований (здесь это обозначено как ЭЭГ, но лишних обследований при аутизме бывает ещё много).

Если у кого-то из аутистов есть опыт недолеченности, и они теперь хотят себе новых методов лечения. То у меня опыт иной. Опыт попыток лечить меня от того, от чего лечить не нужно. Как в пределах медицинского, как в пределах народного творчества, так и в пределах индивидуальных экспериментов. Как же хорошо, что я была упрямая и от всего от этого устранилась. А вот опыта того, чтобы считать мои способы субкомпенсации, полученные своим опытным самоучебным путём, приемлемыми, у меня не было.
вёшенка🍄‍🟫🥐

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей