Рекомендации для школьных учителей детей с синдромом Аспергера, составленные Карен Уильямс из Университета Мичигана (США) на основе ее собственного опыта преподавания среди таких детей:
Как понять ученика с синдромом Аспергера: руководство для учителей
Дети, у которых диагностирован синдром Аспергера, сталкиваются с особыми трудностями в системе школьного образования. Цель данной статьи – предоставить учителям краткие описания семи основных характеристик синдрома Аспергера, а также предложить стратегии и подходы к этим симптомам в условиях класса. Автор предлагает поведенческие и академические меры, основываясь на личном опыте обучения детей с синдромом Аспергера.
А что вы думаете о статье?
Как понять ученика с синдромом Аспергера
- sadcrixivan
- участник
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 06 сен 2010, 00:24
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Dig386
- администратор
- Сообщения: 6323
- Зарегистрирован: 05 сен 2010, 21:30
- Пол: Мужской
- Статус: Аутичный
- Откуда: Москва
Re: Как понять ученика с синдромом Аспергера
Думаю, что в целом статья правильная. Со многими проблемами я сталкивался и сам в школьном возрасте, в обычной школе, а именно
1) социальное взаимодействие - был плохой контакт с классом (хотя один друг в начальной школе был), даже не всех помнил по именам в начальной школе, в игры играть не умел, в компании не вливался, в старших классах даже активно начали "доставать" и "доводить"
2) плохая моторика - плохой почерк, странная походка и длительное время - занятия по физкультуре только индивидуальные
3) легко было запутать сменой распорядка, кабинета, учителя и т.п.
4) нелюбовь к малейшей неоднозначности в формулировках школьных заданий, особая нелюбовь к предметам, где нужен был социальный интеллект и написание произвольного текста - а именно изложения и тем более сочинения по литературе (бррр....), работа со стихами, особенно любовной лирикой
Про нервозность из-за перемен тоже помню, мне кажется, что она была следствием боязни общения с людьми (т.е. не смог бы в нештатной ситуации к кому-нибудь нормально обратиться), и неумения представлять себе чётко временные промежутки.
1) социальное взаимодействие - был плохой контакт с классом (хотя один друг в начальной школе был), даже не всех помнил по именам в начальной школе, в игры играть не умел, в компании не вливался, в старших классах даже активно начали "доставать" и "доводить"
2) плохая моторика - плохой почерк, странная походка и длительное время - занятия по физкультуре только индивидуальные
3) легко было запутать сменой распорядка, кабинета, учителя и т.п.
4) нелюбовь к малейшей неоднозначности в формулировках школьных заданий, особая нелюбовь к предметам, где нужен был социальный интеллект и написание произвольного текста - а именно изложения и тем более сочинения по литературе (бррр....), работа со стихами, особенно любовной лирикой
Про нервозность из-за перемен тоже помню, мне кажется, что она была следствием боязни общения с людьми (т.е. не смог бы в нештатной ситуации к кому-нибудь нормально обратиться), и неумения представлять себе чётко временные промежутки.
Re: Как понять ученика с синдромом Аспергера
Удивительно ко времени я нашла эту статью - сын через несколько дней идет на подготовительные занятия в школу, это его первый опыт нахождения в большом коллективе, волнуюсь за него ужастно...
Думаю, может быть стОит познакомить со статьей его учителя?.. Не отнесется ли учитель к этому, как к попытке "учить ученого"? А то и вообще посоветует в коррекционную школу отправить?
Думаю, может быть стОит познакомить со статьей его учителя?.. Не отнесется ли учитель к этому, как к попытке "учить ученого"? А то и вообще посоветует в коррекционную школу отправить?
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 939
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Как понять ученика с синдромом Аспергера
"Эти дети очень хорошо реагируют на комплименты... Этих детей также необходимо хвалить за любое простое, ожидаемое социальное поведение, которое у других детей воспринимается как должное."
Тут есть один момент: если ребёнок почувствует, что его как-то выделяют, несправедливо, по его мнению, хвалят, то это его может начать нервировать, по крайней мере, со мной подобное в школе было. А когда стала постарше, мне уже в принципе комплименты не нравились.
Тут есть один момент: если ребёнок почувствует, что его как-то выделяют, несправедливо, по его мнению, хвалят, то это его может начать нервировать, по крайней мере, со мной подобное в школе было. А когда стала постарше, мне уже в принципе комплименты не нравились.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
-
- участник
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: 03 янв 2011, 23:12
- Пол: Мужской
- Статус: Нейротипичный
Re: Как понять ученика с синдромом Аспергера
учителям про особенности ребёнка необходимо знать с первого класса, диагноз своего ребёнка мы узнали очень поздно, прошли через смену школы и жёсткую травлю, дневники были красные-за поведение, почерк, невнимательность Не хотелось бы никому такого
Re: Как понять ученика с синдромом Аспергера
Прочитала статью и подумала: как хорошо всё по пунктам расписано. Я такой человек.. Мне нравится, чтоб информация была расклассифицирована, структурирована. Мне её так легче усваивать. Например, самый действенный способ подготовки к экзамену для меня взять сплошнотекстовый конспект и каждую тему/подтему переписать на отдельном листочке в виде "пункт-пояснение". Так вот и живу.. Составляю списки - модели, того что вижу вокруг, и чувствую в себе. А воспоминания о школе так и валялись во мне неразобранной кучей. Так что теперь, с помощью этой статьи, и попробую их расклассифицировать.
1. Стремление к однообразию
Да любое изменение привычного порядка вызывало у меня чувства растерянности, беспокойства. Например, естественно терпеть не могла, когда в школе изменялось расписание уроков. Вот только-только привыкну к расписанию - бац - и его меняют. И это порождало кучу проблем.. Приходилось в толпе других учеников переписывать это расписание. Я естественно не могла сосредоточиться, ошибалась, и это впоследствии приносило сюрпризы. " Ребенок с СА должен понимать распорядок каждого учебного дня и точно знать, что именно его ожидает. В противном случае он не сможет сосредоточиться на учебных задачах" - это про меня. Я запоминала распорядок дня, расписание уроков, последовательность кабинетов. Если я в чем-то вдруг начинала сомневаться, тут же подскакивал уровень тревожности, и я судорожно пыталась вспомнить, то, что забыла, если это было возможно, пыталась найти листочки, где я могла это записать. В крайних случаях спрашивала у одноклассника, с которым могла общаться. И очень удивлялась, когда они мне говорили, какой будет урок, но на вопрос "в каком кабинете?" совершенно спокойно отвечали "не знаю". Ещё после второго класса мне пришлось поменять школу, в связи с переездом семьи в другой город. Естественно, это оказалось для меня серьёзным стрессом, от которого я отходила целый год.
Советы хорошие.
2. Нарушения социального взаимодействия
"Для детей с СА характерна неспособность понимать сложные правила социального взаимодействия. Они отличаются наивностью, эгоцентризмом, могут избегать любого физического контакта, говорить рядом с людьми, а не с ними, не понимать шутки, иронию или метафоры" - это тоже про меня. Но шутки, иронию, метафоры я, бывало, понимала, но потом.. Когда в спокойной обстановке прокручивала диалог в голове пару раз.. Говорила, да и сейчас говорю, тихо. Про контакт глазами писала уже. Речь была в детстве немного педантичная. Точнее я думала, что нужно говорить правильно и логично. Но частенько, подготовленная стройная логичная фраза из-за волнения превращались непонятный окружающим набор слов. "Таких детей часто эксплуатируют (поскольку они не замечают, если их обманывают или используют)" - такое тоже было. Бывали и эпизоды травли, как правило из-за того что говорила что-то лишнее, так что вскоре поняла, что лучше помалкивать. "Несмотря на многочисленные трудности обычно такие дети испытывают огромное желание стать частью социального мира" - испытывала такое желание, сейчас уже нет.
Из предложений мне понравились 2 совета: "обеспечение репертуаром стандартных ответов на различные социальные ситуации" и "система приятелей". У меня почти всё время обучения в школе был такой приятель. Первые два класса - один, с 5-го по середину 8-го - другой, в 10-м и 11-м третий. Они сами начинали со мной общаться, а я не отказывалась. Но всё-таки из 10-ти лет (4-го класса не было) 2,5 года я ни с кем из одноклассников не общалась, только здоровалась с теми, кто со мной здоровался, ну и издёвки всякие терпела.
3. Очень ограниченный круг интересов
Я в детстве зацикливалась на одних и тех же фильмах, музыке, книгах. Да и сейчас тоже. Периодически у меня возникает какой-нибудь новый интерес, и я становлюсь им одержима, занимаюсь только им, но через какое-то время этот интерес перекочевывает из директории "одержимость" в директорию "специнтересы". Со временем какие-то интересы отмирают и удаляется. Поначалу я рассказывала о своих специнтересах даже тем одноклассникам, с которыми толком и не общалась. Ничего с собой поделать не могла. Но за этим часто следовали издёвки и даже травля. Так же среди моих интересов присутствуют математика и компьютеры. Ещё в школе нравились естественные науки: физика, химия, биология, астрономия. Терпеть не могла гуманитарные науки. История, литература, особенно обществознание - это какай-то кошмар. Помню, как меня родители заставляли их учить, а я ни в какую.. до истерики..
На счёт рекомендаций.. Хорошо учить ребёнка поменьше рассказывать о специнтересах, а то шишек себе понабивает, как я. А ограничивать и заставлять заниматься чем-то другим - это очень осторожно. Например, вот нравятся ребёнку только точные и/или естественные науки, и он терпеть не может гуманитарные НЕнауки. Ну и ладно 3-ек по эти нелюбимым предметам будет вполне достаточно.
4. Проблемы с концентрацией внимания.
Вот это абсолютно моя тема. Мне с самого детства и родители, и учителя говорили об этом: "Ты как всегда ничего не видишь, ничего не слышишь".
"Для продуктивной работы ребенка с СА в классе необходимо предоставить ему максимально регламентированную внешнюю среду. Все задания нужно дробить на маленькие подзадачи, учитель должен как можно чаще сообщать ребенку обратную связь и снова направлять его внимание в нужное русло" - хороший совет. В перемену заставлять ребёнка доделывать задание и частое задавание ему вопросов, по-моему, не очень хорошая идея. Остальные советы, по-моему хорошие. Но свободное время, насколько я помню, у меня хорошо получалось структурировать, меня очень злило, когда кто-то вмешивался.
5. Плохая моторная координация.
С этим у меня проблем не было. За исключением проблем с письмом и командными спортивными играми.
6. Трудности с обучением.
Я тормоз. Соображаю хорошо, но медленно. Чтобы в чём-то разобраться мне надо в спокойной обстановке все последовательно, медленно обдумать. А вот с памятью совсем всё по-другому. Я запоминаю только, то, что я досконально поняла, или то, что меня задело эмоционально. И читаю я медленно.
Советы, думаю, хорошие, за исключением последнего. Опять же зачем заставлять ребёнка доделывать задание на перемене?
7. Эмоциональная уязвимость
Это тоже про меня. Агрессии не припомню, а вот истерики - это да. Помню, даже в 11-м классе истерику прямо на уроке устроила. Вроде уже научилась это контролировать - откладывать истерику. Но тогда ничего с собой поделать не смогла. Самооценка всю жизнь болтается где-то на уровне лодыжек.
Советы, думаю хорошие. Но что если не получится закончить последовательность действий помогающей при стрессе. Это ж новый стресс.
1. Стремление к однообразию
Да любое изменение привычного порядка вызывало у меня чувства растерянности, беспокойства. Например, естественно терпеть не могла, когда в школе изменялось расписание уроков. Вот только-только привыкну к расписанию - бац - и его меняют. И это порождало кучу проблем.. Приходилось в толпе других учеников переписывать это расписание. Я естественно не могла сосредоточиться, ошибалась, и это впоследствии приносило сюрпризы. " Ребенок с СА должен понимать распорядок каждого учебного дня и точно знать, что именно его ожидает. В противном случае он не сможет сосредоточиться на учебных задачах" - это про меня. Я запоминала распорядок дня, расписание уроков, последовательность кабинетов. Если я в чем-то вдруг начинала сомневаться, тут же подскакивал уровень тревожности, и я судорожно пыталась вспомнить, то, что забыла, если это было возможно, пыталась найти листочки, где я могла это записать. В крайних случаях спрашивала у одноклассника, с которым могла общаться. И очень удивлялась, когда они мне говорили, какой будет урок, но на вопрос "в каком кабинете?" совершенно спокойно отвечали "не знаю". Ещё после второго класса мне пришлось поменять школу, в связи с переездом семьи в другой город. Естественно, это оказалось для меня серьёзным стрессом, от которого я отходила целый год.
Советы хорошие.
2. Нарушения социального взаимодействия
"Для детей с СА характерна неспособность понимать сложные правила социального взаимодействия. Они отличаются наивностью, эгоцентризмом, могут избегать любого физического контакта, говорить рядом с людьми, а не с ними, не понимать шутки, иронию или метафоры" - это тоже про меня. Но шутки, иронию, метафоры я, бывало, понимала, но потом.. Когда в спокойной обстановке прокручивала диалог в голове пару раз.. Говорила, да и сейчас говорю, тихо. Про контакт глазами писала уже. Речь была в детстве немного педантичная. Точнее я думала, что нужно говорить правильно и логично. Но частенько, подготовленная стройная логичная фраза из-за волнения превращались непонятный окружающим набор слов. "Таких детей часто эксплуатируют (поскольку они не замечают, если их обманывают или используют)" - такое тоже было. Бывали и эпизоды травли, как правило из-за того что говорила что-то лишнее, так что вскоре поняла, что лучше помалкивать. "Несмотря на многочисленные трудности обычно такие дети испытывают огромное желание стать частью социального мира" - испытывала такое желание, сейчас уже нет.
Из предложений мне понравились 2 совета: "обеспечение репертуаром стандартных ответов на различные социальные ситуации" и "система приятелей". У меня почти всё время обучения в школе был такой приятель. Первые два класса - один, с 5-го по середину 8-го - другой, в 10-м и 11-м третий. Они сами начинали со мной общаться, а я не отказывалась. Но всё-таки из 10-ти лет (4-го класса не было) 2,5 года я ни с кем из одноклассников не общалась, только здоровалась с теми, кто со мной здоровался, ну и издёвки всякие терпела.
3. Очень ограниченный круг интересов
Я в детстве зацикливалась на одних и тех же фильмах, музыке, книгах. Да и сейчас тоже. Периодически у меня возникает какой-нибудь новый интерес, и я становлюсь им одержима, занимаюсь только им, но через какое-то время этот интерес перекочевывает из директории "одержимость" в директорию "специнтересы". Со временем какие-то интересы отмирают и удаляется. Поначалу я рассказывала о своих специнтересах даже тем одноклассникам, с которыми толком и не общалась. Ничего с собой поделать не могла. Но за этим часто следовали издёвки и даже травля. Так же среди моих интересов присутствуют математика и компьютеры. Ещё в школе нравились естественные науки: физика, химия, биология, астрономия. Терпеть не могла гуманитарные науки. История, литература, особенно обществознание - это какай-то кошмар. Помню, как меня родители заставляли их учить, а я ни в какую.. до истерики..
На счёт рекомендаций.. Хорошо учить ребёнка поменьше рассказывать о специнтересах, а то шишек себе понабивает, как я. А ограничивать и заставлять заниматься чем-то другим - это очень осторожно. Например, вот нравятся ребёнку только точные и/или естественные науки, и он терпеть не может гуманитарные НЕнауки. Ну и ладно 3-ек по эти нелюбимым предметам будет вполне достаточно.
4. Проблемы с концентрацией внимания.
Вот это абсолютно моя тема. Мне с самого детства и родители, и учителя говорили об этом: "Ты как всегда ничего не видишь, ничего не слышишь".
"Для продуктивной работы ребенка с СА в классе необходимо предоставить ему максимально регламентированную внешнюю среду. Все задания нужно дробить на маленькие подзадачи, учитель должен как можно чаще сообщать ребенку обратную связь и снова направлять его внимание в нужное русло" - хороший совет. В перемену заставлять ребёнка доделывать задание и частое задавание ему вопросов, по-моему, не очень хорошая идея. Остальные советы, по-моему хорошие. Но свободное время, насколько я помню, у меня хорошо получалось структурировать, меня очень злило, когда кто-то вмешивался.
5. Плохая моторная координация.
С этим у меня проблем не было. За исключением проблем с письмом и командными спортивными играми.
6. Трудности с обучением.
Я тормоз. Соображаю хорошо, но медленно. Чтобы в чём-то разобраться мне надо в спокойной обстановке все последовательно, медленно обдумать. А вот с памятью совсем всё по-другому. Я запоминаю только, то, что я досконально поняла, или то, что меня задело эмоционально. И читаю я медленно.
Советы, думаю, хорошие, за исключением последнего. Опять же зачем заставлять ребёнка доделывать задание на перемене?
7. Эмоциональная уязвимость
Это тоже про меня. Агрессии не припомню, а вот истерики - это да. Помню, даже в 11-м классе истерику прямо на уроке устроила. Вроде уже научилась это контролировать - откладывать истерику. Но тогда ничего с собой поделать не смогла. Самооценка всю жизнь болтается где-то на уровне лодыжек.
Советы, думаю хорошие. Но что если не получится закончить последовательность действий помогающей при стрессе. Это ж новый стресс.
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 939
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Как понять ученика с синдромом Аспергера
http://anna-asima.livejournal.com/129513.html — альтернативный перевод обсуждаемого текста под заглавием "Понимать ученика с синдромом Аспергера: руководство для учителей".
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость